Воскресенье, 02.02.2025, 11:45

Главная

RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Приятного просмотра

Главная » О городе » » Тульский пряник[ Добавить материал ]

Немного истории
24.03.2009, 21:18
Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и пряниками. Особенно славились пряничным производством в XVII—XIX веках города Архангельск, Вологда, Москва, Тула, Тверь.

[img]http://www.infotula.ru/user_foto/redaktor/Pryaniki%20small.jpg[/img]

Первое упоминание о тульском прянике хранится в писцовой книге (1685 г.), где о занятиях туляков сказано: «Кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами, пряниками».

В книге «Тула. Материалы для истории города» читаем: «С Никольской улицы в тупичке подле Покровской церкви против того тупичка за Никольской улицей у горшечного ряда на тяглой земле: Во дворе посадский человек Панфилко Фирсанов, сын Сушкин, торгует орехами и пряниками, тягла за ним 2 деньги». Ныне это место в районе улицы Союзной, д. 4.

Итак, согласно писцовым книгам известно, что в XVII веке в Туле пекли и продавали мятные, медовые и печатные пряники, украшенные затейливыми узорами.

В Толковом словаре Даля читаем: «Пряник — лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями».

Известно, что пряники любили на Руси с давних времен, и хотя до нас не дошли они, но до наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников. Доски резали из березы и груши. Возраст деревьев около тридцати лет. Для пряничных досок использовали нижнюю часть ствола. Эту часть ствола резали на доски толщиной около 5 см, которые сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. Края досок для прочности, избегая трещин, смазывали смолой или воском. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок.

Пряничная доска — это форма для пряников.

Фигурный пряник — предмет художественного творчества. Требовались не только вкус, но и красота, поэтому резьбе придавалось особое значение. Изделия пекарей созданы в соавторстве с резчиками досок.

На протяжении XVI—XVII веков мастера-пряничники считались «ремесленными людьми» и расселялись в городах по соответствующим местам, либо окраинам в ремесленных слободах.

С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви.

Пряник широко вошел в быт народа. В XVIII—XIX веках пряники выпекали кислые и пресные. Кислые — из заквашенного теста — были дороже и пользовались спросом у состоятельных людей.

Темно-коричневые — на меду и патоке — были сдобные и пышные, по заказу пеклись только на меду и отличались особым вкусом.

Бедным предназначались пряники из пресного теста, которые были дешевле и в изготовлении легче. Они были светло-желтые и легче по весу, а чтобы пряники были сладкие, добавляли патоку.

Пряники отличались разнообразием — лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Лепные фигурные — древнейшие и самые распространенные — отличались простотой и оригинальностью. Эти пряники продавали по доступной цене и удовлетворяли запросы потребителя.

Лепка пряников — повседневная, многочасовая, утомительная работа.

Печатные пряники занимали важное место в кондитерском производстве и являлись самой массовой продукцией. Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными. Печатные пряники наиболее популярны, чаще встречаются в литературе. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «За столом сидит она царицей, наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным».

Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. В одной из старинных былин говорится: «Учали добры молодцы есть пряники печатные, запивать винами крепкими».

Силуэтные или вырезные пряники вырезались ножами или делались при помощи металлических форм, их выпекали, в основном, для детворы, тесто украшали окрашенным цветным сахарным сиропом. Например, коломенские силуэтные пряники выделяются яркостью, декоративной формой. Архангельские козули отличаются яркостью цветовой гаммы, насыщенностью орнамента.

Комбинированные пряники делались при помощи металлического абриса (формы), верхняя часть пряника выполнялась из сахарной помадки. Использовались они большей частью как украшения для елок.

В пряничном искусстве, как и в других областях народного творчества, можно встретить свои школы: Городецкую, тульскую, московскую, архангельскую и другие. Например, на севере излюбленный мотив — девушки в сарафане, птицы, олени, а в Туле, в основном, надписи на доске, окруженные декоративным рисунком.

[img]http://www.infotula.ru/user_foto/redaktor/Pechatnye%20pryaniki.jpg[/img]

Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные. До сих пор сохранился обычай в городе Богородицке и в ряде деревень, поселков (Товарково, Левенка, Папоротка, Малевка) во время похорон раздавать детям как «ангельским душкам» кусочки пряников, печенье.

Кроме обряда подношения «в почесть», с пряниками связывались многие старинные обычаи и поверья. Без них не проходило ни одно событие. Так, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив кусочек, гости знали, что праздник окончен, и пора расходиться по домам, поэтому этот пряник назывался «разгонный». На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям с пряником, и на него все клали подарки и деньги.

Тульские пряники, белевские медовики, вяземская коврижка считались у наших отцов дорогими подарками...

На Прощеный день ездили отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозили соответствующие подарки. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В старые годы на прощание приносили пряники».

По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием и на доске вырезали буквы, соответствующие начальным буквам имен архангелов.

Сохранились доски XIX века и с изображением знака Солнца как отражение древних языческих верований славян.

В Саратовской, Калужской и Тульской губерниях в пряники играли.

Во время ярмарок и базаров собирались в рядок молодые люди и кидали пряники-папошники. Их размер достигал не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что во время ярмарки (а она длилась около недели) выигрывали по 15—20 пудов пряников.

Доска для папошников вырезалась мелкоузорной, выемчатой резьбой. Она была более плоской по сравнению с обычной доской печатного пряника, а на тульской же доске — изображение стилизованного растительного орнамента и надпись «Тула». Такая доска экспонируется в музее «Тульские самовары» с надписью «Тула» и инициалами владельца фабрики Р Г (Роман Гречихин). Этот экспонат сохранился с середины XIX века. Папошник выпекался без начинки.

Играли и так: брали пряник в руку таким образом, чтобы от одного удара он разламывался на три части.

Был и еще обычай: «пряники ловить». На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу. Если гостинцы падали, девушки поднимать их стеснялись, и они обычно доставались ребятишкам.

По сохранившимся легендам в некоторых местах жених наравне с подарками приносил невесте короб с пряниками, в других — жених и невеста в знак обручения разламывали пряник пополам. В Егорьев день (23 апреля) фигурные пряники давали животным, чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился.

Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами, чтобы сложить потом слово. Спрос на пряники был велик. Раз пряники продавали и покупали в большом количестве, значит, были специальные люди, которые их выпекали. Так, в одном из документов говорится, что «жил в Нижнем Новгороде Иван Иванов по прозвищу Одежин, а кормился он тем, что делал пряники и сидел в Коробейном ряду в своей лавке».

Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Профессия эта передавалась по наследству.

Труд пряничников не был художественным творчеством, выпекали пряники по готовым формам. Внешний вид и красота целиком зависели от форм. Буквы, слова, цифры, орнамент резчики вырезали в зеркальном изображении, иногда они получались не совсем правильной формы, а так как доски снашивались, то многие надписи были нечитаемы. Иногда неграмотный резчик вырезал просто буквы, из которых нельзя было сложить слово. Пряники с надписями особенно ценились. Трудно было вырезать рисунок по доске, а сделать надпись еще сложнее. Если резьба четкая и правильная, то и отпечаток на прянике становился правильным и понятным.

Пряничные доски — произведение народных мастеров, памятники русской культуры. Удивляя красотой и оригинальностью, они знакомят нас с талантливыми мастерами и раскрывают малоизвестные страницы крестьянской и городской жизни.

Изготавливали пряники подобно хлебу домашним способом в деревнях, а позднее в городе. Все доски делились на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские.

Фигурные доски — прямоугольной формы. Узоры на них несложные, глубина разная. По лицевой стороне — фигурные очертания птиц, зверей, рыб, позднее — изображения домашних животных.

Штучные доски были с изображением орнамента и мелкоузорной выемкой. Эти пряники в основном изготовлялись для простого люда и детей.

Наборные доски употреблялись при выпечке небольших пряников. Большая доска делилась на части, каждый небольшой пряник обладал законченным узором. Наборы делались различной численности, иногда доходили до ста делений-форм, с изображением птиц, зверей и форм в виде квадратов, прямоугольников с растительными узорами, именами Коля, Маня, Шура, Ваня и другими.

Иногда доска заполнялась повторным изображением. Характерна мелкоузорная выемчатая резьба. Это художественное объединение разнородных предметов и мотивов указывает на развитие изобразительно-декоративного мастерства резчиков, уверенно владеющих материалом и инструментом. Наборные доски представляют оригинальный вид народной резьбы в его развитом состоянии. XVIII век — время наибольшего художественного расцвета. По наборным доскам выпекают пряники и ныне.

Почетные доски указывают на черты богатого быта и хозяйственного размаха, свидетельствуют об уровне художественного дела. Бытование их относят к середине XVIII века. Эти доски больших размеров (83x47,5; 93x54) были и более крупные. Вес некоторых пряников доходил до нескольких пудов, для доставки такого подарка нужны были сани. По форме они были прямоугольные, удлиненные, реже круглые или многоугольные.

[img]http://www.infotula.ru/user_foto/redaktor/Dlya%20detei%20Pryaniki.jpg[/img]

Резьба отличалась сложной композицией. Резать доску — ответственная задача. На почетных досках заметны следы заимствованных рисунков с чеканной металлической посуды, с гравюр, с изразцов. Главным элементом декорации служили волнисто-изогнутые ветви с крупными цветами, плодами, иногда с размещенными небольшими птицами схематичных очертаний. Надпись, как правило, располагалась по краю. Узор отличался сложностью, вычурностью. Почетный или поздравительный пряники отличались оригинальностью и необычностью декоративного убранства. Доски для этих пряников нередко изготавливались по заказу со специальным рисунком. Сложный орнамент не всегда отличался единством. Надписи имели характер полуустава, иногда вязи, иногда шрифт послепетровского периода.

На прянике имелись надписи: имя мастера, владельца фабрики, название города, приветственное пожелание. Например, «Дарю сей пряник Димитрию Ивановичу и Наталии Ефимовне в знак чести» или «1778 года месяца марта пятого дня сию доску рисовал Матвей Вороши».

Из содержания разнообразных надписей на почетных досках производство их можно отнести к губерниям Тверской, Смоленской, Владимирской, Вологодской.

В наше время объединение «Лакомка» к 850-летию города Тулы изготовило почетные пудовые пряники, которые были преподнесены именитым гостям города. Образец такого пряника можно увидеть в музее «Тульский пряник».

К XIX веку крестьянское пряничное производство вытеснено фабричными изделиями. Постепенно пряник утерял обрядовое значение и стал использоваться только как лакомство. Особый интерес пряники вызвали в купеческих, чиновничьих и дворянских семьях.



Design by RONiX © 2025
Хостинг от uCoz