Вторник, 07.05.2024, 10:36

Главная

RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Приятного просмотра


Главная » О городе[ Добавить материал ]

Исторические сведения [2] Культура [1] ГТПУ имени Л.Н. Толстого [1]
Тульский музей оружия [0] Тульский пряник [1] Тульский самовар [1]

Тула — город-герой, административный, экономический и культурный центр Тульской области. Расположен на Среднерусской возвышенности, на реке Упе (приток Оки) в 193 км к югу от Москвы. Состоит из пяти административных районов.

Численность населения — около 600 тыс. человек.

Первое упоминание в летописи о городе относится к 1146 г. В те далекие времена юный город неоднократно подвергался набегам кочевников.

Разгром полчищ Мамая на поле Куликовом в 1380 г. ускорил объединение русских земель вокруг Москвы. Во II половине XV в. Тула вошла в состав единого Российского государства.

Город стоял на границе Дикого поля — степи, откуда продолжали грозить татары. Это побудило Московское правительство укрепить Тулу для защиты подступов столицы с юга.

С созданием укрепленной пограничной линии — Засечной черты — Тула надолго становится ее главной крепостью. «Служилые люди» (военные) преобладали среди населения; ремесленников, торговцев было немного. Но уже тогда город становился одним из заметных центров выделки железных изделий.

В 1641 г. уже существовавшие городские укрепления соединили с земляным валом — «завитаем», входившим в Засечную черту. За линией городских укреплений появились новые посадские слободы — Фроловская, Павшинская, Никольская; позднее — Перовская.

В слободе создались условия для широкого развития мелкотоварного производства, для появления мануфактур. В 1696 г. казенный кузнец Никита Демидов основал «железные заводы»; оборудование приводилось в действие водой реки Тулицы, на которой была построена плотина (теперь Демидовская). Вслед за Демидовым создали собственные заводы Баташовы, Мосоловы и другие.

К середине XVIII в. (1762 г.) почти половину населения города (4469 человек из 8896 мужского пола) составляли казенные оружейники, затем купцы, ремесленники и прочие. Виднейшие купцы — Ливенцевы, Лугинины и другие делали тысячные торговые обороты. Туле принадлежало важное место в системе развивающегося всероссийского рынка, в экономической жизни страны.

В 1775 г. было организовано местное управление с разделением России на 50 губерний, и Тула в 1777 г. стала центром наместничества, а с 1797 г. — губернией. Это отразилось на внешнем облике города, который с 1779 г. подвергся перепланировке и украсился новыми зданиями.

С ростом экономики и населения города стала развиваться и его культурная жизнь. В 1777 г. был открыт театр, в 1784 г. — губернская типография, в 1786 г. — Главное народное училище, воспитанником которого был будущий поэт В. А. Жуковский.

В 1810 — 1820-х гг. возникли первые самоварные фабрики. В 1833 г. их было 19, а в середине века — уже 28, с ежегодной производительностью до 120 тыс. самоваров разных образцов. Фабрики братьев Маликовых, Ломова, Лялиных, позднее — Баташовых получили широкую известность.

В 1830 — 1835 гг. ремесленники Чулковской слободы начали выделку тульских гармоник. Производство их получило особое развитие позднее, когда Н. И. Белобородов изобрел в 1870 г. хроматическую гармонь.

В это время появляется ряд учебных заведений: семинария, Александровское дворянское училище (1801 г.), Губернская гимназия, школа для детей оружейников (1823 г.), первое женское училище (1841 г.).

В 1830 г. открылась первая публичная библиотека. 1838 г. — стала выходить первая газета «Губернские ведомости». 1871 г. — открылся сахарный завод. 1883 г. — начали работу новый медеобрабатывающий и патронный заводы.

В 1893 г. был заложен городской парк, в 1896 г. сооружен велотрек, который сыграл большую роль в развитии русского велосипедного спорта.

7 ноября 1927 г. в городе был пущен трамвай. Открываются высшие учебные заведения — механический институт (1930 г.), педагогический институт им. Л. Н. Толстого (1938 г.), горный институт, медицинский, механико-технологический и другие техникумы.

В 1937 г. с образованием Тульской области Тула стала ее центром.

В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. героические действия защитников города сорвали планы врага захватить Тулу и сделать ее плацдармом нападения на Москву.

Город специализируется на производстве вооружения, металлургии, аппаратуры радиосвязи, машиностроения, оборудования для легкой, перерабатывающей, угледобывающей промышленностей,строительной индустрии, медицины. Ведущие отрасли — черная металлургия, химическая, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая, полиграфическая, мукомольно-крупяная.

Характерной особенностью промышленности города является большой удельный вес промышленных предприятий, занятых производством продукции оборонного значения. Оружейники сохранили и продолжают традиции своих знаменитых предков — прототипов легендарного Левши. Ими создаются первоклассные охотничьи и спортивные ружья, винтовки, пистолеты, револьверы, которые неоднократно были отмечены дипломами и медалями Всемирных выставок и ярмарок.



Тула является не только родиной первого государственного завода, но и родиной первой в России металлургической печи. Именно здесь разработана технология непрерывной разливки стали, порошковой металлургии — ферросплавов, супершихтового материала, позволяющего изготавливать трубы любых параметров. Тульская металлургия является экспериментальной базой всей отрасли.

В послевоенные годы город благоустраивается. В 1954 — 1955 гг. проведена его газификация, в 1963 г. пущен троллейбус. Построены современное здание художественного музея, стадион «Тульские Лужники».

В городе работают педагогический, государственный университеты, Тульский факультет юридического института МВД, филиал Московского финансово-экономического института, высшее артиллерийское училище, более 10 крупных научно-исследовательских проектных институтов. Здесь имеются один из старейших в стране драматический театр, театр юного зрителя, кукольный театр, музеи, филармония, цирк, кинотеатры, дворцы культуры, многочисленные архитектурные памятники, вокзалы, автостанции, парки, сады и т. д.

Design by RONiX © 2024
Хостинг от uCoz